Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

В воскресенье, 21 мая, Божественную литургию совершил иерей Анатолий Коньков. На сугубой ектении были вознесены особые прошения о Святой Руси и молитва. По окончании литургии был совершён молебен с освящением воды.

ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 6-я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ (Ин. 9, 1–38)

Протоиерей Димитрий Смирнов

Сегодня в храмах читается Евангелие от Иоанна, начало 9-й главы, и ради этого Евангелия само это воскресенье, эта Неделя именуется Неделей о слепом. Отрывок этот, зачало, довольно большой и включает всю практически 9-ю главу, и открывается нам там бездна премудрости, потому что здесь рассказывается не просто, как Господь в очередной раз исцелил слепого человека, а как вообще эта слепота его оказалась связанной с духовной жизнью. Потому что болеют люди много, разными болезнями, и Господь одних исцеляет довольно быстро, а бывает, болеют долго, десятилетиями, и потом получают исцеление. Вот, этот человек, он болел долго, с самого детства. Ну и понятно, в те времена при очень простых заболеваниях, которые сейчас бы за два дня исправили, человек был обречен, чтобы жить во тьме и питаться тем, что родственники дадут. А если таковых не обреталось, то только просить милостыню. Поэтому главная работа слепых – это было нищенствование. И вот, когда ученики спросили у Спасителя, кто согрешил – он или его родители, что он слепым оказался, они понимали, что это все связано с грехом.

Проблема состоит в духовной слепоте. В чем она выражается и в чем ее причина? Духовная слепота прежде всего происходит из такой необразованности, помноженной на тупость, и еще сюда добавляется – что тоже продукт глупости – гордость. Чем человек примитивней, чем тупее, тем он более горд. И вот, гордый, глупый, неразвитый человек, он стремится всех учить. У человека возникает искажение реальности мира. Как теперь говорят, человек становится неадекватным. И вот эта гордость, жестковыйность, она настолько захватывает, что человек начинает бороться с Самим Богом. Он становится даже по отношению к Богу совершенно неадекватным существом. И эта слепота духовная свойственна всем нам в той или иной степени – насколько наше сердце и голова этой слепотой поражены. Как избежать, как из этой трагедии человеческой вырваться? Только одним способом. Благодатью Божией, которая просвещает и освящает каждого человека. Христианским просвещением. Нужно увидеть в себе эту ослепляющую гордость, которая не дает видеть человеку черное черным, белое белым.

Потому что нужно обязательно видеть. Каждый человек, лет с 10 уже должен увидеть вред табака, смертельную опасность вина, наркотиков. Каждая девица обязательно должна увидеть всю красоту, необходимость и пользу седьмой заповеди, иначе будет трагедия. То есть заповеди Божии, они все даны для людей слепых, которые не могут увидеть, что убивать нельзя, воровать нельзя, прелюбодействовать нельзя, хамить отцу с матерью, клеветать, завидовать нельзя. Этому нужно научиться. Иначе человек будет несчастлив и попадет в беду. Заведи Божии, они как таблички с предупреждением на столбах: «Не влезай – убьет!». И как с этими табличками, так и с заповедями, отношение человека таково: ты этой надписи веришь или не веришь? Если веришь, сохранишь свою жизнь. Вот еврейский народ пользовался этими заповедями, и потому сохранился.

Но мы живем уже в другую эпоху – христианскую, когда эти заповеди, хоть не устарели, но они не приводят человека к спасению. Потому что человек приближается к Богу не тем, что не прелюбодействует, не творит кумира, не ворует, не завидует. Это всего лишь оставляет его человеком, чтобы он сделал следующий шаг и стал христианином. Потому что эти заповеди – для тех людей, которые еще ведут довольно звериный образ жизни.

И вот в этом Евангелии как раз показано, что люди, которые участвовали в этой коллизии, они по своим качествам внутренним, душевным были еще звери. Вместо того, чтобы порадоваться, что человек прозрел, это же высшее счастье должно быть для всех. Чудо произошло, Господь его исцелил. Нет, опять не так. Они придираются, что не в тот день недели это сделано. И родители-то рады, и сам человек, уже взрослый, тоже рад, и друзья рады. Нет, плох Христос, не угодил, потому что сделал не так, как они хотели. Почему в субботу? Христос им объясняет: Тот, Кто дал субботу человеку – «помни день субботний» – это сказал Тот же Самый, Который заповедал «чти отца и мать». Но Он есть господин субботы. Кто есть источник власти, тот и меняет закон.

И Христос хотел показать фарисеям, что их такое отношение к субботе (ведь это заповедь Божия!) – это пустая формальность. Потому что «помни день субботний» – для чего было сказано? Чтобы люди хотя бы раз в неделю вспоминали о Боге. А лучшая память о Боге – это когда человек оказывает любовь ближнему. Во всем Израиле не нашелся человек, который этому слепцу явил бы любовь, а Этот дал ему зрение. Так вы должны все умолкнуть, а не букву отстаивать. Почему Господь сказал: «Берегитесь закваски фарисейской, ибо она есть лицемерие»? Каждый человек, который говорит о букве закона и отрицает дух этого закона, его смысл, этот человек всегда лицемер. Только если сохраняется духовное понимание закона, тогда есть возможность справедливости, что угодно и Богу.

И простой народ, не искушенный в юридических тонкостях, он прекрасно чувствует, где справедливость. Поэтому чтобы народ заставить на Того, Кто не совершил ни одного греха, кричать на площади «распни!», нужно это народ очень серьезно оболванивать разными путями – подкупом, угрозой, пропагандой и так далее. Вот это в Евангелии мы и видим начиная с этой 9-й главы Евангелия от Иоанна. Поэтому Евангелие чрезвычайно тесно связано со всей нашей жизнью, это не какие-то абстрактные категории, оно имеет опору в том Божественном законе, который живет в сердце каждого человека. И нужно быть очень поврежденным гордостью, лицемерием и духовной слепотой, чтобы черное называть белым.

Связанные изображения: