Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

В воскресенье, 23 января. почётный настоятель протоиерей Василий Стрелков совершил Божественную литургию. Святая Церковь в этот день совершает память святителя Феофана Затворника.

В миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года. После обучения в Ливенском духовном училище, Георгий поступил в Орловскую духовною семинарию, а затем в Киевскую духовную академию. В феврале 1841 Георгий был пострижен в монашество и получил новое имя — Феофан — в честь святого Феофана Исповедника. В этом же году он окончи академию со степенью магистра и некоторое время трудился в разных духовных школах государства.
В 1847 году иеромонах Феофан в составе Русской Духовной Миссии прибыл в Иерусалим. После возвращения из Иерусалима был возведен в сан архимандрита и направлен в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.
В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого.
За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.
В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.
В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду об освобождении его от несения архиерейского послушания. И хотя просьба святителя показалась членам Синода необычной, святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.
Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.
В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.
Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.
6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.
Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: «Начертание христианского нравоучения». Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как «Внутренняя жизнь». Избранные поучения, «Как начинается в нас христианская жизнь?», «Как надобно молиться».
Им были составлены толкования на многие послания апостола Павла.
Из сочинений догматической направленности можно выделить: «Два слова о святом Таинстве Крещения», «Душа и ангел», «Воплощенное домостроительство». «Опыт христианской психологии».
Обращают на себя внимание: «Письма о духовной жизни», «Письма о разных предметах веры и жизни», «Письма о христианской жизни».
Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название «Добротолюбие».*

________________________
* Азбука веры

Связанные изображения: