Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа почётный настоятель храма протоиерей Василий Стрелков совершил Божественную литургию. Накануне вечером клирики храма совершили всенощное бдение. По заавмонной молитве были освящены виноград и плоды нового урожая.

События праздника описаны у трёх евангелистов: Матфея (17, 1-6), Марка (9, 1-8) и Луки (9, 28-36). По преданию, событие происходило за сорок дней до Страстей Господних на Голгофе, почему и праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня совершается на сороковой день после Преображения.
В тот день Спаситель пришел к горе в Галилее – Фавору, взяв с собой троих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Взойдя на гору, Иисус начал молиться, Его ученики от усталости уснули, а когда очнулись, то увидели, как преобразилось лицо Спасителя, одежда стала белой, блистающей, а со Христом беседовали пророки Моисей и Илия. От неизреченной радости Пётр воскликнул: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи*: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии!» В тот момент, когда он это говорил, облако осенило всех, и из него был слышан голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Ученики, испугавшись, пали ниц, но Иисус, подойдя, коснулся их, сказав: «Не бойтесь, встаньте». Когда облако рассеялось, кроме Христа апостолы уже никого не увидели. Спускаясь с горы, Иисус запретил рассказывать об увиденном до Его Воскресения.
Праздник Преображения начали отмечать с IV века, когда царица Елена выстроила на месте события храм в его честь.
Богословское значение праздника было сформулировано выдающимся византийским богословом и одним из величайших православных святых XIV века святителем Григорием Богословом. На его учении о Фаворском свете – одном из проявлений Божией благодати, через которую человек соединяется с Богом – построен исихазм – восточно-христианская практика «умной»** молитвы.
Народное название Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день традиционно освящаются плоды нового урожая. В молитве упоминается только виноград (плод лозный), но в большей части России виноград к этому дню еще не вызревает, поэтому освящаются и яблоки, и иные плоды, поспевшие к празднику. Смысл освящения – в благословении нового урожая, в благодарении Господа за ниспосланные дары.
Существует благочестивый обычай не вкушать яблок нового урожая до Преображения. С богослужебным уставом он никак не согласуется, но желающие дополнительно поговеть ради Христа его исполняют.
По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

________________________
* Куща – шатёр, хижина, сень.
** Умная молитва – т.е. делаемая мысленно.

Связанные изображения: