Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим

25 апреля, в Неделю ваий (цветоносную), праздник Входа Господня в Иерусалим, Божественную литургию совершил почётный настоятель протоиерей Василий Стрелков. Накануне вечером было совершено всенощное бдение с освящением ваий (ветвей) вербы.

Праздник именуется также Вербным воскресением. В этот день вспоминается событие, последующее за чудесным воскрешением Христом Лазаря, брата Марфы и Марии. Множество народу стекалось в Иерусалим на праздник Пасхи. И хотя первосвященники, видя возрастающую известность Иисуса, задумали погубить Его, а также и Лазаря, ставшего объектом внимания после воскрешения, люди встречали Спасителя, снимая с себя одежды и постилая их на пути Спасителя. Другие резали пальмовые ветви и бросали на Его дороге. Так обычно встречали воинов-победителей, возвращавшихся с брани. Люди ожидали от Иисуса освобождения Иудеи от римской оккупации, надеялись, что Он взойдёт на престол и восстановит былое величие их государства. Христа встречали как Мессию, избавителя от гнёта завоевателей, как царя земного.
Каково же было их удивление, когда вместо боевого коня, на котором полагалось бы восседать царю-освободителю, они увидели Спасителя на обычном ослике. Этим Христос еще раз дал понять, что Царство, которое Он желает установить, не от мира сего (ин. 18, 36). Народ ликует, выкрикивая Осанна* Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! (Мф. 21,9).
Но эти же люди всего через несколько дней в претории римского префекта Понтия Пилата требовали от него: возьми, возьми, распни Его (Ин. 19,15).

Освящение вербы — традиция, возникшая на Руси. Здесь пальмы не растут, и её ветви были заменены вербой. Это растение самым первым оживает после студёной зимы, тем самым наилучшим образом подходит для символики общего воскресения (ср. тропарь праздника).

_________________________
*Осанна — хвалебная песнь. Дословно: спаси же! В евангельском контексте: спасай нас!

Величание празднику

Связанные изображения: